Методические материалы по организации проектной деятельности СОО

ПРОЕКТ
Методические материалы: 10-11 классы
Как выполнить проект?
Как оценивается проект?
Как оформить проект?
Как сделать презентацию проекта?
Как защитить проект?
Как выполнить проект?
Проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт
(материальный или интеллектуальный), выполненный под контролем
руководителя
В 10-11 классах обязательной является выпускная индивидуальная
проектная работа.
Чтобы качественно выполнить проект, рекомендуется составить план
работы над проектом. План содержит этапы работы и примерные сроки
исполнения. Это важно, чтобы проект был выполнен в срок, и была
возможность внести необходимые коррективы.
№

Действия

1

Выбор темы проекта, определение цели, задач,
гипотезы (если проект-исследование), формы
проекта,
формы
продукта,
представления
результатов.
Поиск и согласование руководства проектом
(руководителем может быть родитель, учитель,
студент и т.д.).
Подбор необходимой информации, научной
литературы для теоретической части проекта,
оформление ее.
Разработка плана практической части проекта.

2

3

4

6.

Подбор инструментария для практической части
проекта. Работа над проектом.
Самооценка проекта

6

Предварительная защита идеи, темы проекта.

5

Примерные сроки
исполнения

7

Защита проекта, представление результата.

Как оценивается проект?
Экспертная
комиссия
оценивает
уровень
сформированности
метапредметных
планируемых
результатов
обучающихся,
продемонстрированный ими в ходе выполнения индивидуального итогового
проекта на основании рассмотрения представленного продукта и рецензии
руководителя.
Индивидуальный итоговый проект оценивается по критериям:
 способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении ставить проблему и выбирать
адекватные способы её решения, апробацию принятого решения,
обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого
решения;
 сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно, в соответствии с рассматриваемой темой, использовать
имеющиеся знания и способы действий;
 сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях;
 сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
При оценке индивидуального итогового проекта выделяется два уровня
сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный,
главное отличие которых состоит в степени самостоятельности обучающихся
в ходе выполнения проекта.
Оценивание метапредметных планируемых результатов обучающегося
осуществляется экспертной комиссией и руководителем в ходе защиты
индивидуального итогового проекта происходит в соответствии с критериями
оценки индивидуального итогового проекта, которые отображаются в карте
оценки.
Итоговая оценка по каждому критерию и итоговая оценка в целом за
проект определяется по количеству баллов, выставленных руководителем
проекта и членами экспертной комиссии.

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

№
п/п

Критерий 1.
Способность к самостоятельному приобретению знаний и
решению проблем
1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из
ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из
однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных
источников
1.2. Постановка проблемы

баллы

Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий
фрагментарный.
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
(гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению
гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
(гипотезы),
дан
подробный
план
действий
по
доказательству/опровержению гипотезы
1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены
фрагментарно на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены
на уровне утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы
исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для
ученика, но и для школы, города.
1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей,
заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в
ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы
работы
1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме
проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не
использовал возможности творческого подхода

1

1
2
3

2

3

1
2
3

1
2
3

1

1.6.

№
п/п
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Работа
самостоятельная,
демонстрирующая
серьезную
заинтересованность автора, предпринята попытка представить
личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
Работа
отличается
творческим
подходом,
собственным
оригинальным отношением автора к идее проекта
Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он
может быть востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть
востребован указан. Названы потенциальные потребители и
области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован.
Сформулированы рекомендации по использованию полученного
продукта, спланированы действия по его продвижению

2

3

1
2

3

баллы
Критерий 2.
Сформированность предметных знаний и способов действий
Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели 1
проекта, цели могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, 2
но являются недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, 3
цели проекта достигнуты
Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках 2
школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал 3
глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
Качество проектного продукта
Проектный продукт не соответствует большинству требований 1
качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным
целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, 3
удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Использование средств наглядности, технических средств
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не 1
выдержаны основные требования к дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные 2
требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи
материала, нет согласованности между презентацией и текстом

доклада
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные 3
требования к дизайну презентации, подача материала логична,
презентация и текст доклада полностью согласованы
№
п/п
3.1

3.2.

3.3.

3.4.

№

баллы
Критерий 3.
Сформированность регулятивных действий
Соответствие требованиям оформления письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с 1
установленными правилами, придать ей соответствующую структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные 2
правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные
ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном 3
соответствии с установленными правилами
Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее 1
достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности 2
соотносится с собственным жизненным опытом, задачи
реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее 3
достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию
деятельности
Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение 1
ожидаемого и полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый 2
обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, 3
складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы,
намечены перспективы работы
Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия
на аудиторию
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось 1
заинтересовать аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки 2
регламента
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3

Критерий 4.

баллы

п/п
4.1.

4.2

4.3

Сформированность коммуникативных действий
Четкость и точность, убедительность и лаконичность
содержание всех элементов выступления дают представление о 1
проекте;
присутствует
культура
речи,
наблюдаются
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления
содержание всех элементов выступления дают представление о 2
проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления
от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют
содержание всех элементов выступления дают представление о
3
проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и
письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные
отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют
Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор 1
не может защищать свою точку зрения
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца 2
обосновывает свою точку зрения
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на 3
поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою
точку зрения
Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает
1
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь,
2
выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми. Может брать инициативу на себя
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
3
самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно
справляется с конфликтными ситуациями внутри группы

Как оформить проект?
Требования к оформлению и содержанию проектов
1. Общие требования
1.1. Текст проекта выполняется в текстовом редакторе MSWord
или аналогичном ему. Ориентация листа – книжная, поля – 2 см, шрифт –
Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5; выравнивание текста

по ширине, отступ абзаца на 1,27. Названия глав (разделов) выделены
полужирным шрифтом. Нумерация страниц – в правом нижнем углу. Таблицы,
рисунки, приложения нумеруются в правом верхнем углу. Ссылки на издания
из списка литературы оформляются в тексте проекта квадратными скобками.
1.2. Проект содержит оглавление, введение, основную часть,
заключение, список использованных источников и литературы, приложения
В оглавление включаются заголовки глав и разделов проекта
и соответствующие номера страниц.
Введение включает:
 обоснование актуальности темы;
 формулировку проблемы (предмета) исследования;
 цели и задачи;
 краткий обзор используемой литературы и источников;
 обзор материалов по проблеме;
 характеристику личного вклада автора проекта в решение проблемы.
Основная часть делится на главы, разделы, содержит информацию,
собранную и обработанную исследователем:
 описание основных рассматриваемых фактов,
 характеристику методов решения проблемы;
 сравнение известных автору старых и предлагаемых методов
решения;
 обоснование выбранного варианта решения (эффективность,
точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.);
 выводы по каждому разделу, главе исследования.
В заключении приводятся:
 лаконичные и обобщенные выводы и результаты, полученные
автором;
 направления дальнейших исследований;
 предложения по практическому использованию результатов
исследования.
В список литературы заносятся публикации, издания и источники,
использованные автором, пронумерованные, расположены в алфавитном
порядке. Оформление по ГОСТ 7.1-2003 (с изменениями на 21.12.2017 г.).
Проект может содержать приложения с иллюстративным материалом
(рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), на которые содержатся
ссылки в основной части проекта.
Если результатом проекта является изделие, в приложения
к проекту включаются фотографии и/или описание изделия, само изделие
не прикладывается. Если результатом является цифровой продукт (программа,
сайт, медиа-файл и т.п.), он прикладывается к проекту на одном диске
с электронной версией проекта или в приложении в виде короткой интернетссылки (созданной в сервисе goo.gl) для доступа к просмотру.
Титульный лист

Параметры страницы: ориентация листа – книжная, поля – 2 см, шрифт
– Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный.
В верхней части титульного листа указывается полное наименование
образовательной
организации,
представляемой
авторами
проекта
(в соответствии с Уставом).
Тема исследовательской работы указывается с прописной буквы,
регистр – как в предложениях, без кавычек (за исключением случаев, когда
кавычками выделена безабзацная прямая речь и цитаты, условные
(собственные) наименования, слова, которые употребляются в необычном,
ироническом, особом значении).
Фамилия, имя, отчество автора (авторов) работы указываются
в алфавитном порядке, полностью, подчеркиваются. Класс указывается
без литеры, без подчеркивания. Информация о каждом авторе указывается
с новой строки.
Фамилия, имя, отчество педагога – руководителя (руководителей)
работы указываются в алфавитном порядке, полностью, подчеркиваются.
Должность указывается в соответствии со штатным расписанием организации,
без подчеркивания. Информация о месте работы (краткое наименование
по Уставу) указывается, если не совпадает с образовательной организацией,
представляемой авторами проекта. Информация о каждом руководителе
указывается с новой строки.

Пример оформления титульного листа
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Гимназия № 40
МО «город Екатеринбург»
Октябрьский район

Исследовательская работа: Глаголы и прилагательные в литературе
80-х – 90-х годов XX века

Автор (авторы) работы: Жуков Антон Михайлович, 9 класс

Руководитель (руководители) работы: Кириллова Ирина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
____________________
____________________
Ожегов Дмитрий Никифорович,
ст. преподаватель
ФГАОУ ВО «УрФУ им. Б.Н. Ельцина»

2020
Пример оформления оглавления
Оглавление (пример)

Введение .................................................................................... Error! Bookmark not defined.
Глава 1.История английского языка......................................... Error! Bookmark not defined.

1.1. Зарождение, факторы влияния на образование двух типов языка Error! Bookmark
not defined.
1.2.

Влияние на другие страны .......................................... Error! Bookmark not defined.

1.3.

Особенности американского английского ................. Error! Bookmark not defined.

1.4.

Особенности британского английского ..................... Error! Bookmark not defined.

Глава 2. Выявление сходств и различий .................................. Error! Bookmark not defined.
Глава 3. Практическая часть ..................................................... Error! Bookmark not defined.
3.1. Анкетирование и анализ полученных результатов ....... Error! Bookmark not defined.
Заключение................................................................................ Error! Bookmark not defined.
Список литературы ................................................................... Error! Bookmark not defined.
Приложения .............................................................................. Error! Bookmark not defined.

Примеры оформления Списка использованных источников и литературы
Для книг
Андреев А. Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII—первой
половины XIX века. М.: Знак, 2005.
Для переводных книг

Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс / Пер. с англ. под ред. А.В. Аникина. М.:
Прогресс, 1964.
Для статей из книг
Бедекер Х. Э. Размышления о методе истории понятий // История понятий, история
дискурса, история метафор / Под ред. Х.Э. Бедекера. М.: НЛО, 2010. С. 34–66.
Для статей из журналов
Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории
естествознания и техники. 2004. № 1. С. 64–91.
Для электронных ресурсов
TRANSLATION PROJECT // Институт гуманитарных историко-теоретических
исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ). Национальный исследовательский
университет
«Высшая
школа
экономики»
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа: http://igiti.hse.ru/Editions/TP
Примеры оформления библиографических ссылок и примечаний
Подстрочная библиографическая ссылка (сноска) нумеруется арабскими цифрами и
помещается под соответствующим номером на странице под текстом.
[1] Карамзин Н.М. История государства Российского / отв. ред. А.Н. Сахаров. М.,
1989. Т. 1. С. 25.
[4] Лихачев Д.С. Текстология. Л., 1983. С. 318-319.

Как сделать презентацию проекта?
Общие правила оформления презентаций
Общие требования:

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая
информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное
изложение мыслей докладчика;
2. Количество слайдов должно быть не более 15;
3. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;
Примерный порядок слайдов:








1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор);
2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность);
3 слайд – Цели и задачи работы;
4 слайд – гипотеза;
5…n слайд – Основная часть;
n+1 слайд – Заключение (выводы, подтверждение или опровержение
гипотезы);
n+2 слайд – Список основных использованных источников, литературы;

Правила шрифтового оформления:
1. Рекомендуется
использовать
шрифты
с
засечками
(Georgia, Palatino, Times New Roman);
2. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный
текст);
3. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы
используются для смыслового выделения ключевой информации и
заголовков;
4. Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
5. Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах –
по центру.
Правила выбора цветовой гаммы:
1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана
во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
2. Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например,
светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светложелтый);
3. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен
хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
Графическая информация:
1. Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести
смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
2. Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
3. Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).

Текстовая информация:
1. Сведена к минимуму, заменена схемами, диаграммами, рисунками,
фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов.
2. Не использовать блоки сплошного текста;
3. Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Оставить текст
только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат.
4. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл
заменить сравнениями.
5. Не использовать переносы слов; не использовать наклонное и
вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;
6. Текст слайда не должен повторять текст, который автор произносит
вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и
потеряют интерес к его словам).
Оформление слайдов:
1. Вся презентация должна должны быть выдержана в едином стиле, на
базе одного шаблона.
2. Следует избегать излишне пёстрых стилей – оформление слайда не
должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части
доносимой информации.
Рекомендуется:







сжатость и краткость изложения, максимальная информативность
текста: короткие тезисы, даты, имена, термины – главные моменты
опорного конспекта;
использование коротких слов и предложений, минимум предлогов,
наречий, прилагательных;
основную идею абзаца располагать в самом начале – в первой строке
абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и
последняя мысли абзаца);
идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография,
рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.

Рекомендации к компьютерной презентации индивидуального
проекта
Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15
слайдов.
Титульный лист презентации включает:
 полное наименование образовательной организации;
 название работы;
 сведения об авторе и руководителе проекта;

 год разработки проекта.
Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную
информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке
представления каждого раздела;
Слайды должны быть озаглавлены (размер шрифта 28);
Основной текст – не менее 18;
Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации,
цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц, (иллюстрации
должны быть обработаны: единый размер, стиль, рамка);
Список использованных ресурсов.
Как защитить проект?
Требования к защите индивидуального итогового проекта
Защита индивидуального итогового проекта является одной из
обязательных составляющих материалов системы внутришкольного
мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в
устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или
презентации и не должна превышать 10 минут;
После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы
комиссии (если таковые возникли).
Публичное представление индивидуального итогового проекта
обучающегося должно содержать:
 обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности,
 цели и задачи проекта и степень их выполнения,
 обязательное указание на степень самостоятельности проделанной
работы,
 описание возможностей применения продукта на практике в разных
сферах деятельности;
а также учитывается:
 эмоциональное воздействие на слушателей,
 правильность речи, артистичность,
 умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,
 дизайн проекта.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».