РП ВД Мир загадок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 40

Приложение к основной
образовательной программе НОО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир загадок»
1-й класс

1

Планируемые результаты освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 оценивать свои действия и действия других детей;
 оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;
 вносить необходимые коррективы;
 уметь планировать работу и определять последовательность действий;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом.
Познавательные УУД:
 самостоятельно включаться в творческую деятельность;
 расширять кругозор;
 приобретать практические навыки и умения в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, заменять друг
друга.
 умение согласовывать свои действия с партнерами.
 аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
 выслушивать собеседника и вести диалога;
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
 способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
 обучение навыкам творческого мышления и управляемого воображения;
 овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях.
Планируемые результаты:
К концу первого класса воспитанники будут знать:
 цвета радуги;
 признаки отличия шара от круга, квадрата от куба;
 признаки отличия твердого вещества от жидкого;
 назначение различных органов чувств;
 возможность изменения объектов во времени;
 последовательность описания объекта при помощи системного оператора
(«многоэкранки»);
К концу первого класса воспитанники будут уметь:
 описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер,
вещество»;
 понимать относительность размера «для кого? для чего?»;
 описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по признакам: «вижу?
слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»
 выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение;
2

 описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора
(«многоэкранки»).
Получат возможность научиться:
 использовать нестандартные методы решения различных задач;
 рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и
интуицию;
 систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении
математических кроссвордов, шарад и ребусов
Содержание курса
1. Город самых простых загадок (15 часов)
Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок.
Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире.
Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».
Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие.
Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов.
Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.
Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные
приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере.
Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.
Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние
вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние
сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.
Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «данетка».
2. Город пяти чувств (6 часов)
Какую работу выполняют различные органы чувств?
Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам».
Упражнение «Портрет Невидимки».
Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство
с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.
Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в
пространстве, в отношениях.
Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с
«включением» различных органов чувств.
3. Город загадочных частей. (3 часа)
Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей.
Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из
букв».
3

Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное,
необычный портрет.
4. Город загадочных мест (5 часов)
Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство
с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.
Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета.
Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем.
Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного
оператора.
5. Город загадочных дел. (4 часа)
Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на занятиях
Формы организации и виды деятельности
Формы организации могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая,
работа над проектом, экскурсия, путешествие, выставка работ, презентация.
Виды деятельности: беседа, обсуждение, фантазирование, выполнение
практического задания, рисование, отгадка загадок, ребусов, сочинение¸ конструирование,
инсценировка.
Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой
темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне начального общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций того общества, в котором они живут, бережного отношения к
природе, культуре родного края, предметам материального мира; норм коммуникативного
взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями; для активного проявления
своего познавательного, творческого личностного потенциала через систему ключевых
классных и общешкольных событий с активным участием семей и родителей
обучающихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
4

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
1 класс (33 ч)
№

Тема

1

ГОРОД ПРОСТЫХ ЗАГАДОК (15)
Знакомство со Страной загадок.
Город самых простых загадок. Улица «Цвет». Три основных
цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок.
Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение
цвета в рукотворном мире
Цвет в рукотворном мире. Нетрадиционные способы
рисования. Упражнение «Ниткопись».
Улица «Форма». Геометрические фигуры в окружающем
мире. Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство
и отличие.
Изменение формы. Знакомство с алгоритмом сочинения
загадок «по сходству».
Замок похожестей-непохожестей.Упражнение на разрешение
противоречий в форме предметов.
Геометрические головоломки. Сочинение сказки
Улица «Размер».
Рекорды природы и человеческой деятельности.
Относительность размера. Знакомство с рекордами природы.
Измерительные приборы. Понятие «мерки».
Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который
умеет изменять свой рост.
Улица «Вещество». Вещество вокруг нас.
Практическая работа: свойства материалов.
Различные состояния вещества. Инсценирование физических
явлений. Моделирование физических явлений: «таяние
сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.
Вещества в изобретательских ситуациях. Моделирование
загадок с помощью «метода маленьких человечков».
Сочинение загадок. Сочинение загадок-описаний по
признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».
2. Город пяти чувств(6)
Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения
загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
Улица «Слух». Способы «происхождения» звука.
Упражнение «Соноскоп событий».
Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства
предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с
противоречиями».
Улица «Обоняние». Фантазирование: изменение запаха.

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16

17
18

19

5

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

1

20
21

22

23
24

25

26

27

28

29
30
31
32
33

Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное –
несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.
Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ
по сюжетной картинке с «включением» различных органов
чувств.
3. Город загадочных частей (5)
Назначение различных частей объекта, возможные варианты
изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения
загадок «про части» объекта. Игра «Узнай по части»
Сочинение загадок
Игры и упражнения со словами.
Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот».
Упражнение «Конструктор из букв».
Необычные предметы. Придумывание необычных предметов.
Морфологический
анализ.
Практическая
работа:
фантастическое животное, необычный портрет.
4.Город загадочных мест (2)
Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное
путешествие». Игра «Зонтик в Африке».
Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения
загадок «про местоположение» объекта. Придумывание
метафор.
5. Путешествие на машине времени (прошлое) (5).
Путешествие в прошлое. История возникновения предмета.
Технология изготовления предмета.
Путешествие в город загадочных дел.
«Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения
загадок.
Сочиняем загадки.
Праздник «Прощание со страной загадок».
Подведение итогов «Я хороший-ты хороший».
Итого

6

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
33


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».