РП ВД Мир фантазии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 40

Приложение к основной
образовательной программе НОО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир фантазии»
3 класс

1

Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Мир фантазий» в 3 -м классе
является формирование следующих умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие.
 объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться высказывать своё предположение (версию);
 учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
 слушать и понимать речь других;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность
следующих умений:
1) Линия восприятия - представления - воображения.
 представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном,
аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;
 представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои
представления в рисунке.
2) Линия инструментария.
 мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями,
объединять объекты в новое целое;
 "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать
последовательность изменений объекта или ситуации;
 классифицировать объекты по значениям основных признаков;
 получать фантастические идеи различными способами;
 изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов
фантазирования;
3) Линия информационного обеспечения.
 знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком:
цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания,
температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;
2

 научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне;
4) Продуктивная линия.
 рисовать несложные образы по описанию;
 использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор,
сказок;
 применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.
Содержание курса
1. Знакомство с фантазированием (3 ч)
1.1. Понятие о фантазировании
Чтение рассказа. Обсуждение «Легко ли выдумывать?». Чем различаются фантазия и
ложь? Чем отличается сказка от реальности? Входная контрольная работа. Представление
курса «Мир фантазии».
1.2. Что мешает придумывать?
Понятие о психологической инерции. Упражнение «Боремся с психологической
инерцией». Решение задач «да-неток».
1.3. Критерии оценки творческих работ
Игра «Теремок». Понятие об уровнях новизны. Упражнение «Кляксы». Практическая
работа по приёму «Думай о другом!».
2. Развитие ассоциативности (4 ч)
2.1. Сочинение загадок
Игра «Отгадай-ка». Ознакомление с алгоритмом сочинения загадок. Практическая работа
по сочинению загадок. Анализ применимости алгоритма.
2.2. Придумывание метафор
Игра «Море волнуется…». Упражнение «Превращения». Ознакомление с алгоритмом
придумывания метафор. Практическая работа по придумыванию метафор.
2.3. Правила запоминания
Игра «Пол – потолок». Упражнение «Проверка памяти». Тренинг «Цепочка ассоциаций».
Практическая работа «Как запоминать словарные слова?».
2.4. Обобщение изученного
Содержание занятия – по выбору учителя.
3. Приём фантазирования «Морфологический анализ» (6 ч)
3.1. Приём «Объединение»
Упражнение «Кто больше знает?». Игра «да-нетка». Беседа «Сказочные животные».
Фантазирование «Необычные животные». Рисование.
3.2. Морфологический анализ
Упражнение «Домики». Ознакомление с приёмом «Морфологический анализ».
Упражнение «Фоторобот охотника». Игра-рисование «Превращалки».
3.3. Игры со словами
Игра «Мальчики или девочки?». Упражнения «Имена и числа в словах». Игра «Почему не
говорят?». Отгадывание шарад. Инсценирование.
3.4. Конструктор игр
Упражнение «Игра для слонов». Практическая работа «Синтез учебных игр». Игра
«Смешная история».
3.5. Придумывание сказок
Игра «Герои сказок». Беседа «Из чего состоит сказка?». Практическая работа по
сочинению сказочных сюжетов.
3.6. Обобщение изученного
Содержание занятия – по выбору учителя.
4. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов» (3 ч)
4.1. Признаки объектов
3

Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Практическая работа по сочинению загадок.
Упражнение «Если бы…».
4.2. Действия объектов
Игра «Кто? Что делает?». Игра-театрализация. Практическая работа по сочинению
загадок. Упражнение «Нелепицы». Упражнение «Перевёртыши».
4.3. Метод фокальных объектов
Игра «Невпопад». Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных
объектов. Практическая работа по усовершенствованию объектов.
5. Приёмы фантазирования Дж. Родари (5 ч)
5.1. Приём «Круги по воде»
Игра «Поле Чудес». Объяснение приёма «Круги по воде». Сочинение историй.
5.2. Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка» Игра «Кто? Что?».
Объяснение приёма «Бином фантазии». Объяснение приёма «Произвольная приставка».
Фантазирование по приёмам.
5.3. Приём «Что потом?»
Загадки-шутки. Практическая работа «Что потом?». Фантазирование «Сказки с тремя
концами». Упражнение «Фантастическое продолжение».
5.4. Приём «Творческая ошибка»
Игра «Запрещённое движение. Упражнение «Объясни ошибку». Сочинение сказки по
приёму «Кит и Кот».
5.5. Обобщение изученного
Содержание занятия – по выбору учителя.
6. Типовые приёмы фантазирования (7 ч)
6.1. Приём «Оживление»
Игра «Одушевлённое – неодушевлённое». Беседа о приёме «Оживление». Упражнение
«Что думают предметы?». Фантазирование по приёму.
6.2. Приём «Увеличение – уменьшение»
Игра «Карлики и великаны». Беседа о приёме «Увеличение – уменьшение». Упражнение
по изменению свойств и признаков объектов.
6.3. Приём «Ускорение – замедление»
Игра «Быстро – медленно». Беседа о приёме «Ускорение – замедление». Упражнение
«Времена года». Фантазирование «Если бы время могло изменяться…».
6.4. Приём «Дробление – объединение»
Игра «В одном – много». Объяснение приёма «Дробление – объединение».
Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.
6.5. Приём «Наоборот»
Проблемная ситуация. Беседа о приёме «Наоборот». Упражнение «Что делают непредметы». Рисунки с противоречиями. Загадки-ловушки. Игра «Шифровки».
6.6. Приём «Бином антонимов»
Игра «Чёрное – белое». Объяснение приёма «Бином антонимов». Фантазирование по
приёму. Отгадывание загадок.
6.7. Обобщение изученного
Содержание занятия – по выбору учителя.
7. Изобретательские ресурсы (2 ч)
7.1. Метод Робинзона
Игра «Необитаемый остров». Обсуждение «Как прожить на необитаемом острове?».
Упражнение «Робинзоны». Упражнение «Путаница». Фантазирование «Обмен телами».
7.2. Использование ресурсов
Игра «Маша-растеряша». Упражнение «Ищем замену». Упражнение «Кружок». Решение
проблемных ситуаций. Упражнение «Поиск объяснений».
8. Фантазирование и прогнозирование (3 ч)
8.1. Сказки про животных
4

Игра «Зоопарк». Беседа «Сказки про животных». Упражнение «Сказки с «объяснениями».
Рисование «Сказочные места». Упражнение «А почему?»
8.2. Сказки от слова «Почему?»
Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование «Мировые загадки».
Упражнение «Найди причину».
8.3. Правила прогнозирования
Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах прогнозирования. Практическая работа
по прогнозированию.
9. Подведение итогов обучения (1 ч)
9.1. Обобщающее занятие
Презентация творческих работ. Анкетирование. Беседа о творчестве.
Формы организации и виды деятельности
Формы организации занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая,
работа над проектом, экскурсия, путешествие, выставка работ.
Виды деятельности: беседа, обсуждение, фантазирование, выполнение практического
задания, рисование, отгадка загадок, ребусов, сочинение¸ конструирование, инсценировка.
Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой
темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне начального общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций того общества, в котором они живут, бережного отношения к
природе, культуре родного края, предметам материального мира; норм коммуникативного
взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями; для активного проявления
своего познавательного, творческого личностного потенциала через систему ключевых
классных и общешкольных событий с активным участием семей и родителей
обучающихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;

5

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
3 класс (34 ч)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема
Понятие о фантазировании
Что мешает придумывать?
Критерии оценки творческих работ
Сочинение загадок
Придумывание метафор
Правила запоминания
Обобщение изученного
Прием «Объединение»
Морфологический анализ
Игры со словами
Конструктор игр
Придумывание сказок
Обобщение изученного
Признаки объектов
Действия объектов
Метод фокальных объектов
Прием «Круги по воде»
Прием «Бином фантазии». «Произвольная приставка»

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Прием «Что потом?»
Прием «Творческая ошибка
Обобщение изученного
Прием «Оживление»
Прием «Увеличение – уменьшение»
Прием «Ускорение – замедление»
Прием «Дробление – объединение»
Прием «Наоборот»
Прием «Бином антонимов»
Обобщение изученного
Метод Робинзона
Использование ресурсов
Сказка про животных
Сказки от слова «Почему?»
Правила прогнозирования
Подведение итогов обучения

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

6

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».