РП_ Родной язык (русский) 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №40

Приложение
к основной образовательной
программе НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной язык (русский)»
1-4 класс

.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и

познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета (предметной области);
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования, в том числе с учебными моделями, в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета (предметной области);
17) формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты учебного предмета «Родной язык (русский)»
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и
как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного

языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
1 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину:
что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2)
Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти
и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды
вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
2 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие

из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше
одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени
и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных
форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж
множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.).
4 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки,
вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но
различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И.
Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое
планирование , в том числе с учетом Рабочей
программы
воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне начального общего образования приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут, бережного отношения к природе,
культуре родного края, предметам материального мира; норм коммуникативного
взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями; для активного проявления
своего познавательного, творческого личностного потенциала через систему ключевых
классных и общешкольных событий с активным участием семей и родителей
обучающихся.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих
познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии, групповая работа или
работа в парах);
поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных межличностных
отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во время урока (игровые
технологии);
формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи (шефство)
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, дающей
возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские проекты)
Осуществление перехода от классно-урочной системы к личностно-открытому
образованию.
Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в окружающем
социуме: в парке, на улицах микрорайона, в научно-исследовательских центрах, в ссузах,
вузах, мультимедийном парке «Россия – моя история», городских и районных детских
библиотеках, музеях города, предприятиях района и города. Пространство окружающего

социума становится пространством приобретения опыта самостоятельных социальных
проб, реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации. Здесь обучающиеся
получают опыт сотрудничества, партнерских отношений друг с другом и со взрослыми.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией;
привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и
изобретениями.
Неделя наук – неделя, каждый день которой посвящен какой-то предметной области
(гуманитарной, технической, математической, естественно-научной и т.д.). Участвуя в
играх, квестах, конкурсах, подготовленных педагогами гимназии, обучающиеся
расширяют знания по темам и понимают практическую значимость этих знаний.
1 класс (16ч)
№ урока
1.
2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.
13.

Тема
Русский язык: прошлое и настоящее
ИТБ-6. Общение. Устная и письменная речь. Как люди общаются
друг с другом
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как
приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как
правильно
отблагодарить?).
Вежливые слова
Секреты
диалога:
учимся разговаривать друг с другом
и со взрослыми. Как люди приветствуют друг друга
Имена в малых жанрах фольклора . Зачем людям имена
Цели и виды
вопросов (вопрос-уточнение, вопрос
Как запрос на новое содержание). Спрашиваем и отвечаем
Язык в действии
Роль логического ударения. Выделяем голосом важные
слова
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Как можно
играть звуками
Смыслоразличительная роль ударения. Где поставить ударение
Смыслоразличительная роль ударения. Где поставить ударение
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Как
сочетаются слова
Русский язык: прошлое и настоящее
Особенности
оформления книг
в
Древней
Руси:
оформление красной строки и заставок. Сведения об истории
русской письменности:
как появились буквы современного
русского алфавита. Как писали в старину
Практическая работа
«Оформление буквиц и заставок»
Слова,
обозначающие предметы традиционного русского
быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы,

Кол-во
часов
5
1
1

1
1
1
5
1
1
1
1
1

4
1

1
1

14.

15.
16.

горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
Дом в старину:
что как называлось
Слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта: как называлось то, во что одевались в старину
(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Во что одевались
в старину
Секреты речи и текста
Сопоставление текстов. Сравниваем тексты
Сопоставление текстов. Сравниваем тексты

1

2
1
1

2 класс (17 ч)

№ урока
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Тема
Русский язык: прошлое и настоящее
ИТБ-6. Слова, обозначающие предметы традиционного русского
быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. По
одёжке встречают…
Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них
сохранились до
нашего
времени.
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с едой. Ржаной
хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не
ищи
Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них
сохранились до
нашего
времени.
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с едой. Каша –
кормилица наша
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,
салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Пословицы,
поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
детскими забавами. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Делу время, потехе час
Слова, обозначающие
предметы традиционного русского
быта – домашнюю утварь. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней
утварью. В решете воду не удержишь
Слова, обозначающие
предметы традиционного русского
быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. Самовар
кипит, уходить не велит. Представление результатов
выполнения проектных заданий: «Секреты семейной кухни»,
«Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему
это так называется?»
Язык в действии
Смыслоразличительная ударения. Помогает ли ударение различать
слова? Обогащение активного и пассивного словарного запаса.
Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста.
Для чего нужны синонимы?
Обогащение активного
и пассивного словарного запаса.

Кол-во
часов
6
1
1

1
1

1

1

6
1

1

9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Уточнение лексического значения антонимов. Для чего нужны
антонимы?
Сравнение русских
пословиц
и поговорок с
пословицами и поговорками
других
народов. Сравнение
фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но
различную образную форму.
Как появились пословицы и
фразеологизмы?
Разные
способы толкования значения слов.
Как можно
объяснить значение слова?
Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.
Работа со словарём ударений. Встречается ли в сказках и стихах
необычное ударение?
Представление результатов
выполнения
практической
работы «Учимся читать фрагменты стихов
и сказок,
в
которых есть слова с необычным
произношением
и
ударением».
Секреты речи и текста
Приёмы
общения:
убеждение, уговаривание, просьба,
похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.
(например,
как
правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные
выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы
Создание
собственного текста: развёрнутое толкование
значения слова.
Составляем развёрнутое толкование значения
слова
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор. Устанавливаем
связь предложений в тексте
Создание
текстов-инструкций
с опорой на предложенный
текст. Создаём тексты-повествования: заметки
о
посещении
музеев; повествование
об
участии народных праздниках
Устный ответ
как жанр монологической устной
учебнонаучной речи. Творческая проверочная работа «Что мне больше
всего понравилось на уроках русского родного языка в этом
году»

1

1
1

1

5
1

1

1

1

1

3 класс (17 ч)

№ урока

Тема
Русский язык: прошлое и настоящее
1. ИТБ-6. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и
отношений
между людьми (правда – ложь). Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых отражены особенности
мировосприятия и отношений между людьми. Где путь прямой,
там не езди по кривой
2. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
между людьми (друг – недруг, брат – братство – побратим). Кто
друг прямой, тот брат родной
3. Слова, называющие природные явления: образные названия дождя.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
4. Слова, называющие природные явления: образные названия снега.
Сошлись два друга – мороз да вьюга
5. Слова, называющие природные явления: образные названия ветра.
Ветер без крыльев летает
6. Слова, называющие растения. Какой лес без чудес
7. Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской
культуры: слова, называющие занятия людей. Дело мастера
боится
8. Слова, обозначающие предметы и явления
традиционной
русской культуры: слова, называющие музыкальные
инструменты . Заиграйте, мои
гусли… Названия старинных
русских городов, сведения о происхождении этих названий. Что ни
город, то норов
9. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения:
уточнение значений,
наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы. У земли
ясно солнце, у человека - слово. Особенности
устного
выступления. Представление
проектных заданий
и
результатов мини-исследований, выполненных
при
изучении
раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»
Язык в действии
10. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные
оттенки
значения и различную оценку, как специфическая
особенность русского языка.
Для чего нужны
суффиксы?
11. Специфика грамматической категории рода имен
существительных в русском языке. Какие особенности
рода имён
существительных
есть
в
русском
языке?
Существительные, имеющие только форму единственного или
только форму множественного числа. Все ли имена
существительные «умеют» изменяться по числам?

Кол-во
часов
9
1

1

1
1
1
1
1

1

1

4
1

1

12. Практическое овладение нормами употребления
форм числа
имен существительных (родительный падеж множественного
числа).
13. Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных
форм существительных. Зачем в русском языке такие разные
предлоги? Творческая
проверочная работа «Что нового мне
удалось узнать об особенностях русского языка»
Секреты речи
14. Создание текстов-рассуждений с использованием
различных
способов аргументации (в рамках изученного). Создаём текстырассуждения
15. Редактирование
предложенных текстов с
целью
совершенствования их содержания и формы (в пределах
изученного в основном курсе). Учимся редактировать тексты
16. Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создаём тексты - повествования
17. Особенности устного выступления. Представление проектных
заданий,
выполненных при изучении
раздела «Секреты
речи и текста»

1

1

4
1

1

1

1

4 класс (17 ч)

№ урока
1.

2.

3.

4.

5.

Тема
Русский язык: прошлое и настоящее
ИТБ-6. Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки
и
фразеологизмы, возникновение которых связано с учением. Не
стыдно не знать, стыдно не учиться
Слова,
называющие родственные отношения
(матушка,
батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки
и фразеологизмы, возникновение которых
связано
с
качествами, чувствами людей, с родственными отношениями. Вся
семья вместе, так и душа на месте
Русские традиционные
эпитеты:
уточнение
значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы. Слова, связанные с качествами и
чувствами людей (добросердечный,
благодарный,
доброжелательный, бескорыстный). Красна сказка складом, а
песня – ладом
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами, чувствами людей. Красное
словцо не ложь
Лексика,
заимствованная
русским языком из языков
народов России и мира. Русские слова в языках других

Кол-во
часов
6
1

1

1
1

1

6.

7.

8.

9.

10.

11.
12.
13.
14.

15.

16.

17.

народов
Представление
результатов проектных заданий,
выполненных при изучении раздела
Язык в действии
Трудные
случаи образования формы 1-го лица единственного
числа настоящего и
будущего времени глаголов (на
пропедевтическом уровне) . Трудно ли образовывать формы
глагола?
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на
уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом
уровне). Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
История возникновения и функции знаков
препинания
(в
рамках изученного). Совершенствование навыков
правильного
пунктуационного оформления текста. Как и когда появились
знаки препинания?
Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать поразному?»
Секреты речи
Правила ведения
диалога: корректные и некорректные вопросы.
Задаём вопросы в диалоге
Особенности озаглавливания текста. Учимся передавать в
заголовке тему и основную мысль текста
Составление плана текста, не разделённого на абзацы . Учимся
составлять план текста
Информационная
переработка прослушанного
или
прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на
практическом уровне).
Учимся пересказывать текст
Оценивание устных и письменных речевых высказываний
с
точки зрения
точного, уместного и выразительного
словоупотребления. Редактирование
предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования
их
содержания
и
формы;
сопоставление
чернового
и
отредактированного текстов
Практический опыт использования учебных словарей
в
процессе редактирования текста.
Учимся оценивать и
редактировать тексты
Представление
результатов выполнения проектного задания
«Пишем разные тексты об одном и том же»

1
4
1

1

1

1
7
1
1
1
1

1

1

1


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».