МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №40 ПРИНЯТО: на педагогическом совете МАОУ гимназия №40 УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ гимназия № 40 Н.А. Дикин протокол от 28 августа 2024 г. №1 введено в действие приказом директора от «30» августа 2024 г. № 142-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы эстрадного вокала» Направленность: художественная Срок реализации: 2 года Возраст: 7-17 лет Составитель Шильникова Лариса Сергеевна, педагог дополнительного образования МАОУ гимназии № 40 Екатеринбург, 2024 Оглавление 1. Целевой раздел .............................................................................................................................. 3 1.1 Пояснительная записка ............................................................................................................... 3 1.2 Цели и задачи дополнительного образования ............................................................................ 5 1.3 Планируемые результаты освоения курса .................................................................................. 7 1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования ...................................................................................... 8 2. Содержательный раздел ................................................................................................................ 9 2.1 Содержание курса ....................................................................................................................... 9 3. Организационный раздел ............................................................................................................ 16 3.1 Учебный план ............................................................................................................................ 16 3.2.Календарный учебный график 2024-25 учебный год ............................................................... 17 3.3. Методическоеобеспечение ....................................................................................................... 17 3.4. Материально-технические условия реализации программы .................................................. 18 3.5. Информационное обеспечение программы ................................................................................. 19 Список литературы ............................................................................................................................. 19 2 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительнаязаписка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы эстрадного вокала»относится к художественному направлению, которое способствует воспитанию чувств, развитию у детей способности понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей художественные произведения. Это делается, на основе развития у детей потребности в творческом общении, в данном случае с музыкой во всех видах музыкальной деятельности. По своей специфике образовательная деятельность по даннойпрограммеимеет развивающий характер, то есть, направлена развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждоезанятиедолжно обеспечивать развитие личности ребенка,поэтому широкое распространение получают личностноориентированные технологии обучения.Программная организация образовательной деятельности позволяет ребенку пройти путь от овладенияэлементарных приемов пения, до сознательного выбора и приобщенияк одной из музыкальныхпрофессий. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации. Достижение целей и выполнение задач программы обеспечивает каждому ребенку требуемый уровень образования; у каждого ребенка формируются потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки. Работа по программе направлена, прежде всего, на подготовку обучающихся к пению в ансамбле и сольному пению (высокомотивированные обучающиеся). Номера художественной самодеятельности в исполнении обучающихся готовятся для выступления на мероприятиях гимназии, городских, областных и международных конкурсах, фестивалях и для других мероприятиях. Нормативно-правовые основания для разработки программы: 1. Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей. 4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 6. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р). 3 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). 8. План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Новизна программы заключается в том, что она лабильна(от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новаяпесняподбираетсяподопределенногоребенкаилигруппудетейсучетомих вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологическихособенностей. Интерес обучающихся к вокально-эстрадной деятельности позволяет привлекать детей, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственнуюзначимость. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокальное пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому в руках умелого руководителя пения – действенное средство музыкально- эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как слово имузыка. Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тело во время пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а так же развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активностьмозга. Педагогическая целесообразность программы заключена в обязательном развитии личностных качеств ребенка. Поэтому результатом обучения должны быть такие показатели, как: любовь ко всему прекрасному, что существует в жизни, эмоциональноценностное к нему отношение, потребность к новым знаниям об искусстве пения, наличие музыкально-эстетических идеалов, критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям, самостоятельность в их оценке. Занятия по вокалу дают возможность обучающимся активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус, помогают обучающимся более полно раскрыть образ избранного им персонажа. Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности (звуковедения, артикуляции, штрихов, нюансов) доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции. Однако прежде, чем все это увидит зритель, предстоит огромная совместная работа педагога иобучающихся. 4 Практическая значимость в условиях вокальной студии обучающиеся получают возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать способности, радовать социум своим творчеством, получить оценку и общественное признание в школе, городе, области. Увлеченные любимым делом, каждый ребенок может найти свою нишу, способен реализовать свои способности, обогатить себя творчески, интеллектуально и духовно. 1.2 Цели и задачи дополнительного образования Цель: создание условий для выявления и развития творческих, вокальных, артистических способностей обучающихся посредством приобщения их к вокальному мастерству. Задачи: Обучающие 1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитиичеловека. 2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края. 3. Формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. 4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. 5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах. Развивающие 6. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетическихчувств. 7. Развитие творческих способностей младшихшкольников. Воспитательные 8. Приобщить детей к общечеловеческим ценностям через исполнение и слушание произведений музыкального искусства. 9. Способствовать формированию высокой коммуникативной культуры, уважительного отношения к творчеству других, взаимопомощь и доброе отношение ко всем учащимся объединения. 10. Воспитывать осознание значимости классического музыкального наследия. Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка,способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Ключевые понятия. Акцент на современный репертуар (современные ритмы песен, стили и т.д.), использование сценического оборудования, а также уклон на индивидуальное музыкальное развитие детей. В тоже время, огромное место в репертуаре занимают песни прошлых лет, в которых на лицо гармония высокой поэзии и прекрасной мелодии. Данная программа предполагает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, способствующих развитию вокально-певческих возможностей воспитанников, 5 развитие их певческой культуры, тренировку голосового аппарата и охрануголоса. В целом программа направлена на расширение опыта эмоционально- ценностного отношения детей к произведениям вокального искусства, опыта их музыкальнотворческой деятельности. Особое значение приобретает развитие индивидуальноличностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о вокальной музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Принципы отбора содержания. Каждый раздел программы делится на два блока – теоретический и практический. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории вокала. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Практическая работа обеспечат учащимся прочное умений и навыков. Музыкально-певческие навыки формируются довольно медленно. Поэтому, спецификой вокального обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения и их проверка. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном, репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются каждому индивидуально. Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, о достижении цели, обеспечения качества обучения. Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующийхарактер. Срок реализации программы: 2 года обучения. Распределения учебного времени производится с учетом усвоения и понимания поставленных творческих задач. Таким образом, в зависимости от особенностей и содержания работы, педагог может проводить занятия со всеми составом детей одновременно или индивидуально. Групповая–нацеленанаформированиепевческойустановкиансамбля, унисонного и многоголосного пения. развитие Индивидуальная (высокомотивированных обучающихся) – скаждым воспитанником для развития исполнительского мастерства. Основные формы и методы обучения. В качестве методов работы избраны следующие: творческий, игровой, метод импровизации, наглядности и словесный метод. Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Игровой метод - целью является не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Метод импровизации – умение использовать свое воображение и совмещать его с уже приобретенными знаниями и навыками. Метод наглядности (практический показ). - наглядная демонстрация формируемых навыков Словесный - словесное (образное) объяснение, сочетающееся с правильным показом. 6 Данная программа ориентирована на музыкально-певческое развитие детей от 7 до 17 лет (младшая, средняя и старшая группы) и рассчитана на 2 года обучения. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими обучающимися будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие. Состав вокальной группы, как правило, постоянен, но может пополняться новыми учащимися, обладающими музыкальными способностями. Иногда для решения художественных задач может создаваться небольшой хор, состоящий из сводных вокальных групп, но он будет иметь временный характер. Учащиеся, проявляющие наибольшие способности, могут быть определены в группы солистов, цель которой – раскрытие творческой индивидуальности. Таким образом, учащиеся будут закреплять знания, полученные на групповых занятиях, т.е. индивидуально, при этом сочетая сольную работу с вокально – ансамблевой. Для работы по данной программе учитываются возрастные и вокальные данные учащихся. 1.3 Планируемые результаты освоения курса В ходе реализации программы будут достигнуты следующие результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, знание истории музыкального направления, понимания ее значимости в мировом музыкальномпроцессе; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре славянских народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетическихустановок; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений народных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса,гимназии. формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия музыкальных произведений, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительскойдеятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека иобщества; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным 7 ценностям музыкальнойкультуры; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельностиучащихся. программа позволит приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (о композиторах, музыкальных инструментах,исполнителях) Участие в проектной деятельности (концерты,конкурсы) Формирование осознанного отношения к собственной музыкально-творческой деятельности. Умение ставить задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров. Формирование умения оценки действий партнера в групповой деятельности. Умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальнойдеятельности. Формирование навыков речевого высказывания в процессе анализа музыки, ееоценки. Получение теоретических и практических знаний, умений и навыков; Обучение певческим навыкам; Знакомство с основными музыкальными терминами; Получение представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш); Знакомство со средствами музыкальной выразительности; Обучение определению длительности нот и размера; Знакомство учащихся с дирижерскими жестами и научиться их понимать; Обучение работе с микрофоном. 1.4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования Оценке и контролю результатов обученияподлежит: - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; - развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальнойдеятельности; - освоение образцов современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусства вокала ее интонационнообразной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на 8 чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемыхпроизведений; - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоциональноценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культурыучащихся. Эффективность программы оценивается количеством и качеством проводимых концертов, а также сбором необходимой информации: количество детей, занятых в концертах, количество участников различных конкурсов, мероприятий и победителей в них, освоение репертуара, количество разучиваемых песен. В конце учебного года эти данные анализируются и делаются выводы. Формы подведения итогов реализации программы 1. Опрос,просмотр. 2. Отчетный концерт перед родителями в конце учебногогода. 3. Открытые занятия для родителей ипедагогов. 4. Участие детей в городскихмероприятиях,концертной деятельности, конкурсах ифестивалях. 5. Мониторинг,проводимый в конце года. Для определения результатов деятельности обучающихся по программе дополнительного образования используется методика Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В. Организационно-педагогические условия реализации программы Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа; 2 раза в неделю по 2 часа. Минимальный состав группы – 15 человек Максимальный состав группы – 30 человек При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на две подгруппы. Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между занятиями сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения)короткая. 2. Содержательный раздел 2.1 Содержание курса Содержание курса (первый год обучения) РАЗДЕЛ 1. ПОСТАНОВКАГОЛОСА. ТЕМА 1. Певческая установка. Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Практика: Выполнение упражнений для раскрепощения корпуса и для правильной посадки припении. ТЕМА 2. Строение голосового аппарата. 9 Теория: Особенности строения голосового аппарата, работа связок. ТЕМА 3.Дыхание. Теория: Виды дыхания. Особенности певческого дыхания. Практика: Выполнение комплекса упражнений. ТЕМА 4. Артикуляционная гимнастика. Теория: Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении. Практика: Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений. ТЕМА 5. Кантилена и гласные в пении. Теория: Понятие «кантилена», «легато». Практика: Выполнение комплекса упражнений. ТЕМА 6. Дикция Теория: Понятие «дикция». Взаимодействие звуков в пении. Проговаривание скороговорок. ТЕМА 7. Настройка голосового аппарата. Практика: Выполнение комплекса упражнений. Проговаривание скороговорок. РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ. ТЕМА 1. Вокализы и учебно-тренировочный материал. Практика: Пение различныхвокализов(добиватьсяровноговыдоха,плавного звуковедения, сглаживания регистровых переходов, кантиленногозвучания). ТЕМА 2. Классические произведения. Теория: Особенности исторической эпохи, стиля композитора, его краткая биография. Основные сведения об авторе поэтического текста. Анализ произведения. Практика: Разучивание произведений по следующему алгоритму: разбор музыкального текста (мелодии, ритма, авторских ремарок, динамики); проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения, работа над текстом без мелодии (проговаривание его в ритме на дыхании); соединение отдельных фраз с использованием вокальных упражнений; работа над чистотой интонации, строем, ансамблем и звукообразованием. ТЕМА 3. Народные песни. Теория: Народная песня и ее роль в воспитании чувства патриотизма, уважение к историческому прошлому народа, к его характерным чертам, языку (музыкальному и вербальному), культуре в целом. Практика: Разучивание произведений (по аналогии). ТЕМА 4. Современные и популярные песни. Теория: Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность песни. Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения. Практика: Разучивание произведений (по аналогии с классическими произведениями). ТЕМА 5. Патриотические и военные песни. Теория: Углубленная беседа о Великой Отечественной войне. Краткая биография, творческий портрет композитора и автора слов. Раскрытие содержания музыки и текста, музыкально-выразительных средств. Интерпретация и анализ произведения. Практика: Разучивание произведений (по аналогии). ТЕМА 6. Стихотворный текст. Орфоэпия. Теория: Правила орфоэпии. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Сведения о жизни и творчестве автора текста. 10 Практика: Определение логической перспективы предложения, "цепи" предложений и всего текста. Осмысление стихотворного текста, выделение ключевых слов, разбор средствпоэтической выразительности. Декламация на дыхании. Работа над конкретным стихотворным текстом с точки зрения правил орфоэпии (при пении предыдущий согласный звук прикрепляется к последующему, а гласный звук тянется максимально долго). Отработка произношения отдельных звуков и слогов в слове. ТЕМА 7. Художественный образ. Теория: Осмысление содержания произведения, его характер, разбор средств музыкальной выразительности. Особенности авторского стиля и собственная интерпретацияпроизведения. Практика: Применение изложенного в теории к конкретному произведению. Эмоциональная передача содержания исполняемогопроизведения. РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ. ТЕМА 1. Унисон. Практика: Чистое и выразительное интонирование. Тембрально слитное пение на примере музыкальных произведений и упражнений распевания. ТЕМА 2. Строй. Теория: Виды строя. Практика: Проучивание произведений по партиям (следить за чистотой горизонтального строя, слитным пением внутри голоса). Работа над стройным звучанием между голосами (вертикальным строем). ТЕМА 3. Ансамбль. Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании музыкальных произведений. ТЕМА 4. Двухголосие. Практика: Введение в распевание элементов двухголосного пения. Элементарноедвухголосие на примере разучиваемых произведений. Пениедуэтами. ТЕМА 5. Пение а капелла. Практика: Пение различных музыкальных произведений без сопровождения. РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. ТЕМА 1. Основные музыкальные термины. Теория: Повторение понятий основных музыкальных терминов. ТЕМА 2. Штрихи. Теория: Понятие «штрихи». Виды штрихов. ТЕМА 3. Динамика и нюансы. Теория: Понятие «динамика» в музыке. Динамические оттенки. ТЕМА 4. Звуковедение и фразировка. Теория: Понятие «фразировка». Характер звуковедения. ТЕМА 5. Ритм и длительности. Теория: Понятие « ритм» и «длительность». Практика: Хлопанье ритма музыкальных произведений. ТЕМА 6. Лад и тональность. Теория: Повторение понятия "лад". Мажорный и минорный лад как показатель настроениямузыки. Практика: Определение лада в разучиваемых произведениях. ТЕМА 7. Графическое изображение мелодии. 11 Теория: Восходящее и нисходящее движение мелодии. Практика: Просмотр нотного текста произведений. Рисование мелодических линий на слух. РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ И СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. ТЕМА 1. Музыкальные жанры. Теория: Понятие «жанр». Песня. Танец. Марш. Практика: Слушание примеров музыкальных жанров. ТЕМА 2. Барокко. Теория: Краткая характеристика эпохи барокко. Практика Слушание наиболее известных произведений. ТЕМА 3. Классицизм. Теория: Творчество композиторов-классиков. Практика: Слушание наиболее известных произведений. ТЕМА 4. Романтизм. Теория: Творчество композиторов-романтиков. Практика: Слушание некоторых музыкальных произведений композиторов-романтиков. ТЕМА 5. Русская музыка 19-20 веков. Теория: Творчество русских композиторов. Практика: Слушание музыкальных произведений. ТЕМА 6. Современные музыкальные направления. Теория: Современная музыкальная культура. Практика: Подготовка учащимися сообщений о современной музыкальной культуре, прослушивание записей современных исполнителей. РАЗДЕЛ 6. РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Практика: Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей. Инсценировка различных изучаемых музыкальных произведений. Использование и работа сИКТ. РАЗДЕЛ 7. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Практика: Выступления на концертах, тематических вечерах, конкурсах. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков напрактике. Содержаниекурса (второй год обучения) РАЗДЕЛ 1. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА. ТЕМА 1. Певческая установка. Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка (повторение). Практика: Повторение упражнений 1-го года обучения: «Шалтай-болтай» (для раскрепощения корпуса), «Ракета» (правильная посадка припении). ТЕМА 2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Практика: Выполнение комплекса упражнений: «Болванчик» (короткий вдох, как бы принюхиваясь, с поворотами головы), «Насос», «Выпад» (с движениями корпуса), «Обнять себя». Каждое упражнение делается в 2 - 3 подхода (один подход по 8 раз). ТЕМА 3. Певческое дыхание. Практика: Отработка дыхательных упражнений 1-го года обучения: «Надуть шарик» и другие. Прием дыхательного «сброса». 12 ТЕМА 4. Артикуляционная гимнастика. Практика: Гимнастика для губ и языка: покусать язык, щеки, «пошинковать» язык. Выполнение комплекса упражнений (повторение и закрепление первого года обучения). ТЕМА 5. Дикция. Практика: Проговаривание скороговорок и чистоговорок в различных темпах (примеры см. в приложении 1 методического пособия к программе). Декламация на дыхании. ТЕМА 6. Настройка голосового аппарата. Распевание. Практика: Выполнение комплекса упражнений, указанных в приложении 2 методического пособия. ТЕМА 7. Сглаживание регистров. Практика: Упражнения «Лошадка», «Волна» и другие (см. приложение 2 методического пособия). РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ. ТЕМА 1. Вокализы и учебно-тренировочный материал. Практика: Пение различных вокализов на слоги (добиваться ровного выдоха, плавного звуковедения, сглаживания регистровых переходов, кантиленного звучания). ТЕМА 2. Особенности исторической эпохи, стиля композитора Теория: Анализ и интерпретация произведения. ТЕМА 3. Народные песни. Теория: Народная песня и ее роль в воспитании чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народа, к его характерным чертам, языку (музыкальному и вербальному), культуре в целом. Разучивание произведений (по аналогии). ТЕМА 4. Современные и популярные песни. Практика Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность песни. Разбор авторского замысла и Собственная интерпретация произведения. Показ песни педагогом. Разучивание произведений (по аналогии склассическими). ТЕМА 5. Патриотические и военные песни. Теория: Углубленная беседа о Великой Отечественной войне. Краткая биография, творческий портрет композитора и автора слов. Раскрытие содержания музыки и текста, музыкально-выразительных средств. Интерпретация и анализ произведения. Практика: Разучивание произведений (по аналогии). ТЕМА 6. Стихотворный текст. Орфоэпия. Теория: Правила орфоэпии. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Сведения о жизни и творчестве авторатекста. Практика: Определение логической перспективы предложения, «цепи» предложений и всего текста. Осмысление стихотворного текста, выделение ключевых слов, разбор средств поэтической выразительности. Декламация на дыхании. Работа над конкретным стихотворным текстом с точки зрения правил орфоэпии (при пении предыдущий согласный звук прикрепляется к последующему, а гласный звук тянется максимально долго). Отработка произношения отдельных звуков и слогов вслове. ТЕМА 7. Художественный образ. Теория: Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств музыкальной выразительности. Особенности авторского стиля и собственная интерпретация произведения. 13 Практика: Применение изложенного в теории к конкретному произведению. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ. ТЕМА 1. Унисон. Практика: Чистое и выразительное интонирование. Тембрально слитное пение на примере музыкальных произведений и упражнений распевания. ТЕМА 2. Строй. Теория: Виды строя (повторение). Практика: Проучивание произведений по партиям (следить за чистотой горизонтально строя, слитным пением внутри голоса). Работа над стройным звучанием между голосами (вертикальным строем). ТЕМА 3. Ансамбль. Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании музыкальных произведений. ТЕМА 4. Многоголосие. Теория: Особенности многоголосного пения. Практика: Разучивание многоголосных произведений. Пение дуэтами, трио, квартетами (временными микрогруппами). ТЕМА 5. Пение a 'cappella. Практика: Пение различных музыкальных произведений без сопровождения. РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. ТЕМА 1. Основные музыкальные термины. Теория: Повторение понятий основных музыкальныхтерминов. ТЕМА 2. Средства музыкальной выразительности. Теория: Мелодия, аккомпанемент, фактура, интонация, фигурации как средства музыкальнойвыразительности. Практика: Разбор средств музыкальной выразительности в разучиваемых произведениях. ТЕМА 3. Ритм и длительности. Теория: Пунктирный ритм и синкопы. Практика: Хлопаньеритма музыкальных произведений с условным названием длительностей. ТЕМА 4. Графическое изображение мелодии. Теория: Восходящее и нисходящее движение мелодии. Практика: Просмотр нотного текста изучаемых произведений и выявление направления движения мелодической линии (восходящее или нисходящее). Рисование мелодических линий на слух. ТЕМА 5. Лад и тональность. Теория: Повторение понятия «лад». Мажорный и минорный лад как показатель настроениямузыки. Практика: Определение лада в разучиваемых произведениях. РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ И СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. ТЕМА 1. Классицизм. Теория: Творчество Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Ван Бетховена (повторение и углубленноеизучение). Практика: Слушание музыкальных фрагментов из симфонии №103 Й. Гайдна, опер «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и «Женитьба Фигаро», симфоний №39 — 41, сонаты (ля14 мажор) В. Моцарта, сонат («Патетическая», «Аврора», «Аппассионата») и симфонии №9 Л. Бетховена, а также вокальных произведений из предложенного репертуара для второго года обучения (см. приложение 3 методических рекомендаций). ТЕМА 2. Романтизм. Теория: М.И. Глинка как основоположник русской классической музыки. «Могучая кучка». Творчество Теория: Творчество Ф. Шопена, Ф. Листа, Ф. Шуберта, Р. Шумана (повторение и углубленное изучение). Практика: Слушание некоторых фортепианных, произведений Ф. Шопена ('мазурки, ноктюрны, вальсы, полонезы, этюды на усмотрение преподавателя), «Годы странствий» Ф. Листа, фортепианных миниатюр, фрагментов из «Прекрасной мельничихи» Ф. Шуберта, «Флорестана» и «Эвсебия» Р. Шумана, а также вокальных произведений из предложенного репертуара (см. приложение 3 методических рекомендаций). ТЕМА 3. Русская музыка XIX — XX веков. П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева. Повторение и углубленное изучение. Практика: Слушание музыкальных произведений данных композиторов: фрагменты из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», романсы и «Камаринская» М.И. Глинки; фрагменты оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Картинки с выставки» и фрагменты из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского; отрывки из «Шехеразады» и онеры Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; фрагменты из опер «Евгений Онегин»и «Пиковая дама» П.И. Чайковского; фортепианные произведения С.В. Рахманинова; отрывки из симфонийД.Д.Шостаковича; фрагментыизфортепианногоцикла «Мимолетности»С.С.Прокофьева.Слушаниевокальныхпроизведенийиз предложенного репертуара (см. приложение 3 методическихрекомендаций). ТЕМА 4. Современные музыкальные направления. Теория:Современная массмедиакультура. Практика: Подготовка учащимися проектов о современной медиа культуре. Прослушивание записей современных исполнителей (на усмотрениепедагога). РА3ДЕЛ 6. РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Практика: Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений. РАЗДЕЛ 7. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Практика: Выступления на концертах, тематических вечерах, конкурсах. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на практике. 15 3. Организационный раздел 3.1 Учебный план Учебный план первого года обучения № 3. Общее СамоподВ том числе Формы кол-во готовка аттестации Теория Практика часов \ контроля 2 0 2 0 Педагогичес Организационное занятие. кое Техника безопасности на наблюдение, занятиях. открытые 46 0 4 42 Пение учебнозанятия тренировочного материала. 70 0 8 62 Вокальная работа. Пение произведений. 4. Работа 5. 6. 7. действиями Слушаниемузыки Концертная деятельность Самоподготовка 1. 2. Название разделов, тем над сценическими Итого учебныхчасов Всегочасов 72 0 6 66 26 39 0 0 0 60 4 6 0 22 33 0 216 315 0 60 20 26 192 229 Педагогичес кое наблюдение, показательн ые выступления , анализ достижений Учебный план второго года обучения № Название разделов, тем 1. Организационное занятие 2. Пение учебнотренировочного материала. Общее СамоподВ том числе Формы кол-во готовка аттестации \ Теория Практика часов контроля 2 0 2 0 Педагогичес занятие. Техника безопасности на занятиях. кое наблюдение, открытые 50 0 4 46 занятия 16 3. Вокальная работа. 4. Работа 5. 6. 7. действиями Слушаниемузыки Концертная деятельность Самоподготовка над сценическими Итого учебныхчасов Всегочасов 82 0 8 Пение произведений. 74 74 0 6 68 8 39 0 0 0 60 0 6 0 8 33 0 216 315 0 60 20 26 196 229 Педагогичес кое наблюдение, показательн ые выступления , анализ достижений 3.2.Календарный учебный график 2024-25 учебный год № п\п 1 2 3 Месяцы Сентябрь октябрь Ноябрь декабрь 4 Январь март 5 Апрель май В течение года 6 7 Разделы Кол-во часов Организационное занятие Пение учебнотренировочного материала. Вокальная работ а. Пение произведений. Работа над сценически ми действиями Слушаниемузыки Концертная деятельность Самоподготовка Форма контроля занятие. 2 Техника безопасности Тестирование; на занятиях. 50 Опрос, просмотр; 82 74 8 Игровые программы; Участие детей в городских мероприятиях, концертной деятельности, конкурсах; 39 60 Время и место проведения занятий в соответствии с распоряжением директора. 3.3. Методическоеобеспечение Главные методы реализации программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценическогодвижения. Стилевой подход – широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристикпроизведений. 17 Системныйподход – направленна достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы сдругими. Творческийметод – используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления ифантазии. Метод импровизации и сценического движения – требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но ителом. Общая направленность процесса предполагает реализациюследующихпринципов: - индивидуальность подхода кобучающимся; - активизация их восприятия, образного мышления и творческойинициативы; - комплексное освоение эстрадно-певческогоматериала; - последовательность восвоении. - В процессе работы используется комплексный подход к музыкальному развитию личности ребенка; - слушание музыки, а также прослушивание песен в исполнении современных детских творческих коллективов, как качественный и яркий пример (например, «Непоседы», «Домисолька» идр.); - беседа о музыке, композиторах и ихтворчестве; - импровизация ритмическая, вокальная, хоровая ипластическая; - индивидуальная работа – занятие ссолистами; - концерт – как показатель степени обученностиучащихся; - лекции, беседы, дискуссии, праздники,викторины. - Методы и приемы, используемые на занятиях: - наглядный: исполнение музыки, наглядныепособия; - словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание изамечание; - практический: систематические, последовательные, постоянныеупражнения. 3.4. Материально-технические условия реализации программы Реализация программы осуществляется на базе МАОУ гимназия № 40, расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 181. 18 Актовый зал музыкальный центр микрофон стойка для микрофона готовые фонограммы методическая литература нотный репертуар ноутбук проектор пианино «Элегия» 3.5. Информационное обеспечение программы Для реализации программы используются цифровые образовательные ресурсы, которые разрабатываются как комплекс средств обучения, вкоторые входят: • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве; • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения темы; • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительскихколлективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовноймузыки, современные сочинения; • звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом; • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации,направленные на осмысление творческого материала. Список литературы 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 2001. – 235с. 2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. –М., 2007. – 268 с. 3. В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. - М.: Изд-во Мос. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 2005. – 24с. 4. Давидова М.А., Аханова И.А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины. – М.: Рольф, 2001. – 183с. 5. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д., Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 2000. - 206с. 6. Карулина З. Основы вокальной безопасности. М. 2007. – 136с. 7. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала, Павлодар, 2012. – 129с. 8. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. – 203с. Интернет-ресвурсыы 19 1. http://notomania.ru - Бесплатный каталог нот песен, фортепианных пьес и др 2. http://www.earlyguitar.net - Ноты для сольного исполнения и гитарных дуэтов, каталог по композиторам 3. http://www.deol.ru/culture/music/ - Наиболее интересные новинки CD, новости музыкальной жизни. 4. http://www.muzklondike.ru - События в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Список литературы для обучающихся 1. Аверьянова О. И. Отечественная музыкальная литература. - М.: Музыка, 2001. 2. Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: Музыка, 2002. 3. Кирнарская Д. К. Классицизм. - М.: Росмэн, 2002. 4. Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. - М.: Музыка, 2005. 5. Лисянская Е. Б. Музыкальная литература: методическое пособие. - М.: Росмэн, 2001. 6. Надолинская Т. В. На уроках музыки о литературе и искусстве. - М., 2005. 7. Осовицкая З. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература. - М.: Музыка, 2001. 8. Прохорова И. , Скудина Г. Музыкальная литература современного периода. - М.: Музыка, 2000. 9. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. - М.: Музыка, 2001. 10. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 2004. 11. Тихонова А. И. Возрождение и барокко. - М.: Росмэн, 2003. 12. 140 балетных либретто. - Урал Л. Т. Д., 2001. 13. Камаева Н. В., Камаев А. Ф. Азартное сольфеджио. - М. , 2001. 14. Панова Н. В. Конспекты по элементарной теории музыки. - М. , 2004. 15. Царева Н. А. Уроки госпожи мелодии, 1, 2 класс. Учебное пособие по предмету «Слушания музыки». М.: Росмэн, 2001. Сведения о разработчике Шильникова Лариса Сергеевна, МАОУ гимназия № 40, образование высшее, стаж работы - 35 лет, в ОУ № 40 - 30 года Свердловский государственный педагогический институт, учитель музыки и пения Аннотация Направленность программы: художественная. Цель программы: создание условий для выявления и развития творческих, вокальных, артистических способностей обучающихся посредством приобщения их к вокальному мастерству. Контингент обучающихся: программа рассчитана на детей с 7 до 17 лет. Продолжительность реализации программы: 2 года. Режим занятий: занятия 2 часа в неделю Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: Работа по программе направлена, прежде всего, на подготовку обучающихся к пению в ансамбле и сольному пению (высокомотивированные обучающиеся). Номера художественной самодеятельности в исполнении обучающихся готовятся для выступления на мероприятиях гимназии, 20 городских, областных и международных конкурсах, фестивалях и для других мероприятиях. 21