Приложение АООП НОО Учебный план по адаптированной образовательной программе для обучающихся 1 - 4 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) на 2024/2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план начального общего образования обучающихся (далее - учебный план) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ); - Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от 20.12.2020 №Пр-2182; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (далее – ФГОС начального общего образования 2021 – ФГОС НОО2021); -Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286»; - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021 г. № 115; - Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372; -Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858; - Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; • Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». - Устав МАОУ гимназии № 40. 2. Обучение детей с ОВЗ (вариант 5.1. АООП НОО) на уровне НОО ведётся в соответствии с адаптированной основной образовательной программой начального общего образования МАОУ гимназии № 40. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Максимальный объем учебной нагрузки для обучающихся с ОВЗ 1-4 классах определен из расчета пятидневной учебной недели. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ООП НОО школы. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Структура учебного плана представляет собой единство обязательной и вариативной частей, а также включает в себя блок «Внеурочная деятельность». Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. • коррекция/профилактика речи и языковых расстройств; • формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. В курсе «Основы религиозных культур и светской этики», по выбору родителей(законных представителей) обучающиеся 4 классов в 2024/2025 учебном году изучают материал одного модуля:« Основы православной культуры». Преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает безотметочную систему оценки знаний обучающихся. Обязательным компонентом индивидуального учебного плана является внеурочная деятельность. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности. В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Коррекционно-развивающее направление является необходимым условием преодоления нарушений в психофизическом и речевом развитии обучающихся данной категории, дополняют и расширяют возможность обучающихся в успешном овладении знаниями, умениями и навыками программного материала. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ гимназии № 40. Промежуточная аттестация Текущая и промежуточная аттестация осуществляется на основе «Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» МАОУ гимназии № 40. Формами текущего контроля могут являются: − письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, доклады и другое; − устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов, собеседование и другое; − комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. В первом классе применяется безотметочная система оценивания. Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти, а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой. По учебным предметам «Основы религиозных культур и светской этики», «Развиваем грамотную речь» - зачет/незачет. Итоговое оценивание проводиться в конце четвёртого класса. Учебный план НОО на уровне начального общего образования определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным МАОУ гимназией № 40. В ходе промежуточной аттестации с целью оценки уровня достижений метапредметного результата (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД) проводится комплексная контрольная работа, включающая учебно-познавательные и учебно-практические задачи напредметного и метапредметного характера. Учебный план по адаптированной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 40 на 2024-2025 учебный год Предметная область Учебные предметы I класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего Обязательная часть Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 5 4 5 4 20 16 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Музыка Изобразительное искусство Физическая культура Физическая культура Технология Труд (технология) 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 2 1 2 1 2 1 2 1 8 4 Основы религиозных Основы религиозных культур и светской культур и светской этики этики ИТОГО Часть, формируемая Развиваем грамотную участниками речь образовательных отношений Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5 -дневной рабочей неделе - - - 1 1 20 1 22 1 22 1 22 0 86 3 21 23 23 23 90 Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Искусство Предметная область Учебный план начального общего образования гимназии (годовой) Учебные предметы I 2 3 4 класс класс класс класс Русский язык и литературное чтение Обязательная часть Русский язык 165 170 Литературное чтение 132 136 170 136 170 136 675 540 Иностранный язык Математика 0 132 68 136 68 136 68 136 204 540 Окружающий мир 66 68 68 68 270 33 33 34 34 34 34 34 34 135 135 66 33 68 34 68 34 68 34 270 135 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Искусство Музыка Изобразительное искусство Физическая культура Физическая культура Технология Труд (технология) Всего Основы религиозных Основы религиозных 34 34 культур и светской культур и светской этики этики ИТОГО 659 748 748 748 2904 Часть, формируемая *Развиваем грамотную 16 16 16 0 48 участниками речь образовательных отношений Предельно 692 782 782 782 3039 допустимая аудиторная нагрузка при 5 -дневной рабочей неделе *Количество часов на изучение русского языка в начальной школе увеличено за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений: учебный предмет «Развиваем грамотную речь». ***В соответствии с требованиями ФГОС количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов. Учебный план гимназии реализуется в полном объёме через аудиторные часы (3039 ч). План внеурочной деятельности Курсы Разговоры о важном Функциональная грамотность Шахматы в школу Учение с увлечением Я - художник Основы дизайна одежды и дефилирования Шахматы (уровень 0) Курс Каллиграфии Мир своими руками Край, в котором я живу Умники и умницы Клуб "Оптимист" Спорт нам поможет-силы умножит продленка) Бадминтон Легкая атлетика Живая сказка (лепка) Этическая грамматика Программирование Scratch Игрострой Всего Классы 1 1 1 0,5 0,5 2 1 1 0,5 0,5 3 1 1 0,5 0,5 1 1 4 1 1 0,5 0,5 2 2 2 3 2 2 1 1 4 4 1 2 2 1 1 10 10 10 10